Сам термин "человеко-компьютерное взаимодействие" говорит о наличии человека в качестве одной из сторон взаимодействия. Однако это отнюдь не какой-то мифический "обычный человек" или "среднестатистический пользователь". Каждая система, каждый интерфейс предназначен для использования изредка одной, а чаще — несколькими конкретными категориями пользователей, которые обладают определенными характеристиками. Процесс определения этих характеристик, создание своеобразных "портретов" пользователей, является обязательным этапом проектирования любого интерфейса.
Не существует интерфейсов, которые были бы одинаково удобны в использовании для абсолютно всех людей. Ставя перед собой цель, создать удобную систему необходимо задаться вопросом для кого именно она будет удобна и при каких условиях. В проектировании нет каких-то конкретных и стандартных правил вроде "как сделать адекватный, удобный и простой в обучении интерфейс". Правил нет, потому что для разных людей, в силу совершенно объективных причин, удобными окажутся разные интерфейсы. Учитывая это, не удивительно, что для дизайнера интерфейсов совершенно необходимо знать, кто системой, которую он проектирует, будет, собственно, пользоваться, и в каких условиях это будет происходить. Причем знать это нужно уже на начальных этапах разработки интерфейса. Полагаться в этом вопросе на одну только "интуицию", или только на "здравый смысл", конечно, можно, но в редких, довольно простых случаях.
Обычно же разработчик не может сходу определить значимые характеристики будущих пользователей системы, или же его глаза застят несоответствующие действительности стереотипы. Или, как вариант, ему известны вовсе не те характеристики пользователей, которые могут помочь в разработке интерфейса (к примеру, для разработчика сайта, на котором осуществляется он-лайн заказ пиццы на дом, не имеет особого значения характер прерываний рабочей деятельности пользователя, тогда как для разработчика офисного приложения подобная информация крайне важна).
Для определения характеристик аудитории продукта и составляются пользовательские профили. Для сбора информации о пользователях используются различные методы: как качественные (например, проведение интервью с пользователями конкурирующих продуктов), так и количественные (к примеру, если есть возможность, можно провести формализованное анкетирование пользователей). Кроме непосредственного сбора информации, разработчики могут сами описывать часть аудитории программного продукта на основе своего опыта.
Еще одна польза от профилей заключается в том, что впоследствии на их основе отбираются объекты тестирования. Это должно, во-первых, облегчить процесс отбора участников тестирования, и, во-вторых, — обеспечить валидность результатов тестирования (а тестирование принесет мало пользы, если будет проходить без участия реальных будущих пользователей).
Как выглядят профили?
В результате работ по определению пользовательских профилей, разработчики получают описание главных категорий пользователей, причем часто одна из этих категорий может определяться как основная. Точное их количество, разумеется, зависит от продукта. Для системы, рассчитанной на широкую аудиторию, количество категорий пользователей будет больше, нежели для продукта, предназначенного для использования исключительно специалистами. Понять это легко на следующем примере: программа для обработки любительских фотографий должна быть спроектирована так, чтобы ею могло пользоваться как можно большее количество людей: от программиста с двадцатилетним стажем, у которого постоянно не хватает времени, до вашей бабушки, которая решила упорядочить семейный фотоархив. В этом случае категорий пользователей будет несколько больше, нежели при проектировании интерфейса для управления атомной электростанцией.
Каждый из профилей содержит подробное описание характеристик пользователя, существенных в контексте его взаимодействия с системой. Сюда входят цели пользователя, его социальные характеристики (пол, возраст, образование, профессия и т.п.), характерные для него модели поведения, условия, в которых он будет использовать систему, навыки пользователя, характеристики его компьютера. Другими словами - все то, что окажет впоследствии значимое влияние на предпочтения пользователя в интерфейсе программы.
На самом деле, создать набор характеристик - не особая проблема. Однако нелегко создать адекватные профили, которые станут действительно эффективным материалом, который поможет глубже понять целевую аудиторию системы, и будет полезен в процессе разработки интерфейса.
Пример профиля
К определению целей и мотивации пользователей следует подходить особенно осторожно, так как тут вполне можно столкнуться с тем, что наши стереотипы и представления о целях вовсе не совпадают с реальным положением вещей. Важно не спутать реальные цели и мотивации пользователей с "желаемыми целями".
Персоны
Часто вместе с определением профилей пользователей, создаются так называемые «персоны» (от англ. «persona» — действующее лицо художественного произведения). В данном случае «персона» — это описание конкретного пользователя, которого мы выдумываем сами. Такое описание создается на основе одного из профилей (другими словами, наша «персона» является представителем одной из определенных ранее категорий пользователей). Это помогает более рельефно представить себе типичного представителя какой-либо из пользовательских категорий. При помощи такой «персоны», гораздо проще понять пользователя, увидеть за набором данных, собранных в профиле, живого человека. Все это не дает разработчику забыть, для кого разрабатывается продукт. Когда дизайнер постоянно «смотрит в глаза» пользователю (пусть придуманному), деятельность его становится более предметной.
«Персоне» дается имя, возраст, описываются ее цели, в зависимости от того, что за систему мы проектируем, кратко описывается либо ее рабочий день (если, например, проектируется офисное приложение), либо другой контекст использования системы. При этом если в профиле сказано, что «пользователи данного типа работают в условиях частых прерываний основной деятельности», то в профиле будет написано, что «на протяжении первой половины дня Владимиру Ильичу приходиться часто отвлекаться от редактирования отчета для того, чтобы отвечать на телефонные звонки клиентов». Иногда даже для документа, который описывает «персону», рисуется небольшой портрет или вставляется фотография.
Еще один плюс это то, что в дальнейшем, созданные «персоны» могут очень пригодиться для создания пользовательских сценариев.