Основы технологии АТМ

       

Структура стека протоколов АТМ


В начале нашего курса говорилось о том, что модель ВОС очень удачна и широко используется для моделирования всех видов коммуникационных систем. МККТТ в рекомендации I.321 описал логическую иерархию широкополосной системы АТМ, однако в ней приведено только описание нижних уровней. Полностью соответствие АТМ и модели ВОС еще не приведено, поэтому придется ограничиться неофициальным взглядом на это.

Модель предполагает использование концепции нескольких плоскостей для разделения пользовательских функций, функций управления и контроля. Структура такой плоскостной модели приведена на рис. 6 и содержит эти три плоскости: пользовательскую - для передачи абонентской информации, плоскость контроля - для передачи информации сигнализации и плоскость управления - для системы эксплуатации сети и реализации операторских функций. Кроме того добавлено третье измерение в структуре, называемое управлением плоскостями, которое отвечает за управление системой в целом. Впрочем, поскольку технология АТМ находится еще в стадии становления, очень много функций управления до сих пор не стандартизированы.

Рис. 6. Модель стека протоколов в сети АТМ

Как видно из рисунка, каждая плоскость охватывает несколько уровней модели, причем уровни, как и положено, функционируют независимо друг от друга и общаются между собой стандартными протокольными блоками. Взаимосвязь уровней АТМ и уровней модели ВОС пока не описано в МККТТ, но можно умозрительно установить такую взаимосвязь: физический уровень более или менее совпадает по функциям с первым уровнем модели ВОС и занимается обработкой потока бит. Уровень АТМ располагается в нижней части второго уровня стандартной модели. Уровень адаптации АТМ - АТМ adaptation layer - AAL - выполняет задачи приспособления протоколов верхних уровней, неважно, пользовательской или сигнальной информации, к селлам АТМ фиксированной длины. Для плоскости контроля информация сигнализации эквивалентна нижней части второго уровня ВОС, а пользовательская плоскость больше приложима к нижней части транспортного уровня, поскольку адаптация пользовательских данных выполняется из конца в конец между абонентскими установками. Функции системы можно разделить между уровнями АТМ так, как представлено на рис. 7. Физический уровень отвечает за передачу бит/селлов, уровень АТМ занимается коммутацией и маршрутизацией, а также мультиплексированием информации AAL (ATM adaptation layer), который в свою очередь отвечает за привязку пользовательских данных к потоку селлов, причем эта привязка для различных типов служб может делаться по-разному.

Эти три уровня в свою очередь делятся на подуровни, каждый из которых также реализует свои функции.

Рис. 7. Схема функций различных подуровней модели



Содержание раздела