Что надо знать разработчику об эргономике программного продукта

       

Эргономические цели и показатели качества программного продукта


Приложение разрабатывается для обеспечения работы пользователя, т.е. для того чтобы он с помощью компьютерной программы быстрее и качественнее решал свои производственные задачи.

С точки зрения эргономики, самое важное в программе — создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.

Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении производственных заданий на рабочем месте пользователя. Создание ПИ должно быть нацелено на показатели эффективности:

Точность работы

определяется тем, в какой степени произведенный пользователем продукт (результат работы), соответствует предъявленным к нему требованиям. Показатель точности включает процент ошибок, которые совершил пользователь: число ошибок набора, варианты ложных путей или ответвлений, число неправильных обращений к данным, запросов и пр. Функциональная полнота

отражает степень использования первичных и обработанных данных, списка необходимых процедур обработки или отчетов, число пропущенных технологических операций или этапов при выполнении поставленной пользователю задачи. Этот показатель может определяться через процент применения отдельных функций в РМ. Завершенность работы описывает степень исполнения производственной задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок, процент продукции, находящейся на промежуточной стадии готовности, а также число пользователей, которые выполнили задание в фиксированные сроки.

Последовательность действий и набор инструментальных средств пользователя в ПИ должны быть подчинены технологическому процессу выполнения производственного задания.

Не надо бояться сложности системы, надо избегать такого интерфейса, который не соответствует алгоритму решения пользовательских задач.

Необходимо тщательно продумать и осознать сценарий взаимодействия программы с пользователем, приведя его к оптимальной (относительно рассмотренных показателей) системе выполнения задач, и реализовать ПИ в соответствии с этой системой.


Для того, чтобы разобраться в технологии решения задач пользователя, разработчику необходимовыяснить следующие моменты (исследуя деятельность пользователя):

Какая информация необходима пользователю для решения задачи?



Какую информацию пользователь может игнорировать (не учитывать)?

Совместно с пользователем разделить всю информацию на сигнальную, отображаемую, редактируемую, поисковую и результирующую.

Какие решения пользователю необходимо принимать в процессе работы с программой?

Может ли пользователь совершать несколько различных действий (решать несколько задач) одновременно?

Какие типовые операции использует пользователь при решении задачи?

Что произойдет, если пользователь будет действовать не по предписанному Вами алгоритму, пропуская те или иные шаги или обходя их?



Производительность работы отражает объем затраченных ресурсов при выполнении задачи, как вычислительных, так и психофизиологических.

Дизайн ПИ должен обеспечивать минимизацию усилий пользователя при выполнении работы и приводить к:

  • сокращению длительности операций чтения, редактирования и поиска информации,
  • уменьшению времени навигации и выбора команды,
  • повышению общей продуктивности пользователя, заключающейся в объеме обработанных данных за определенный период времени.
  • увеличению длительности устойчивой работы пользователя и др.


  • Сокращение непроизводственных затрат и усилий пользователя - важная составляющая качества программного обеспечения.
    Для оценки продуктивности используются соответствующие показатели, проверяемые специалистами по эргономике в процессе usability тестирования рабочего прототипа.

    Формирование таких показателей происходит в процессе определения требований к ПИ при изучении следующих вопросов:

    Что от пользователя требуется в первую очередь?

    Сколько информации, требующей обработки, поступает пользователю за период времени?

    Каковы требования к точности и скорости ввода информации?

    На какие операции пользователь тратит больше всего времени?



    Чем мы можем облегчить работу пользователя при решении типовых задач?



    Удовлетворенность пользователя от работы тесно связана с комфортностью его взаимодействия с приложением, и способствует сохранению профессиональных кадров на предприятии Заказчика за счет привлекательности работы на данном рабочем месте.

    Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае:

  • Прозрачной для пользователя навигации и целевой ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет.
  • Ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности.
  • Быстроты обучения при работе с программой, для чего необходимо использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия, их традиционное или общепринятое их расположение.
  • Наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход «зависания» процессов и др.).


  • Для оценки необходимого уровня удобства интерфейса также используются специальные опросники, формуляры, чек-листы, однако к данной работе лучше привлекать специалистов по эргономике.

    Удобный интерфейс помогает пользователю справиться с усталостью и напряжением при работе в условиях высокой ответственности за результат.

    Содержание раздела