Что надо знать разработчику об эргономике программного продукта

       

Проблемы, возникающие на этапе разработки прототипа GUI и варианты их решения


  • Учет особенностей устройств ввода/вывода информации, используемых пользователем, например:

    • размер экрана монитора
    • разрешение экрана
    • цветовая палитра
    • характеристики звуковой (качество воспроизведения речи) и видеокарты (скорость вывода при анимации)
    • вид мыши (с роликом или без)
    • тип клавиатуры (“прямая”, “косая”)
    • необходимость дополнительного оборудования (штрих-декодера, светового пера сенсорного экрана и др.).

  • Специфика интерактивных элементов, связанная с выбором платформы, стандартных библиотек:

    • программная организация ввода/вывода информации
    • изменение и создание новых элементов форм (контролов)
    • приобретение нестандартных библиотек у других фирм.

  • Выбор технологии и методов ведения диалога программы с пользователем:

    • степень активности пользователя при взаимодействии (автоматический режим или перехват управления программой на себя, визарды, обеспечение доступа ко всем средствам интерфейса независимо от действий пользователя)
    • степень учета ситуации (контекстные подсказки, меню дальнейших событий или объектов, запоминание типичных путей диалога)
    • соответствие ожиданиям пользователя (предсказание, предобработка, предформатирование)
    • устойчивость, терпимость к ошибкам пользователя путем исправления типичных ошибок
    • дублирование вручную отдельных функций системы и дополнительные контрольные процедуры работы отдельных режимов
    • настройка ПИ на различный уровень подготовки пользователя (образность или метафоричность предметной области в противовес сокращениям и горячим клавишам)
    • степень адаптивности ПИ под предпочтения пользователя (изменение способа и порядка отображения, перекомпоновка экрана, выбор отдельных характеристик (стиля) и пр.)
    • настройка ПИ на специфику задачи (новый формат данных, изменение набора объектов, дополнение атрибутов объектов)

  • Размещение информации и управляющих элементов в поле экрана, в окне. При композиции экрана необходимо учитывать ограниченные размеры пространства экрана, в связи с чем возникает задача оптимального расположения максимально возможного объема информации путем:


    • логической увязкой данных в зависимости от алгоритма работы пользователя, а не ориентацией на структуру и последовательность физических таблиц данных
    • определения уровня “детальности – обобщенности” вывода информации (нахождение компромисса между желанием вывести много записей одновременно и/или сразу увидеть детальную информацию по каждой из них)
    • выделения важной информации на экране
    • четкого определения основных и вспомогательных блоков информации
    • определения статических полей на экране, а также полей, где информация периодически изменяется
    • избегания перекрывающихся окон на экране
    • применения принципов гармонии при компоновке экрана (симметрия, баланса масс, соблюдение пропорций, сочетание цветов)


  • Формирование обратной связи между пользователем и приложением:


    • показ актуального состояния системы, режима работы системы (автономного, штатного, защищенного и пр.) и режима взаимодействия (например, отображение, редактирование или поиск данных).
    • вывод отдельных, важных для рабочей операции данных и показателей
    • отражение действий пользователя (нажатия клавиш, запуск процесса, динамика выполнения процесса, получение ожидаемого и иного результата)
    • ясность и информативность сообщений системы.


  • Проектирование панелей меню и инструментов (toolbars) и выбор пунктов в них:


    • логическая и смысловая группировка пунктов
    • фиксированная позиция панелей на экране
    • ограничение на ширину списка выборов и шагов (глубины) меню
    • использование привычных названий, широко распространенных икон-пиктограмм, традиционных икон-символов и аккуратное введение сокращений
    • размещение наиболее часто используемых пунктов (обычно в начале списка).


  • Разработка средств ориентации и навигации:


    • легкость определения своего местонахождения и указание направления следования
    • удобный переход от обобщенного взгляда до конкретных деталей (варьирование степени детализации рассматриваемых объектов)
    • быстрый поиск в списке или таблице
    • указание на дополнительно существующую информацию и способ ее получения
    • использование средств листания и прокрутки.


  • Создание форм для ввода данных:


    • использования одного или нескольких механизмов ввода в рамках режима (клавиатура, мышь, штрих-декодер, световое перо, др.)
    • определение способов ввода данных (таблицы, списки, простая форма, меню и пр.)
    • минимизация объема ввода
    • выделение редактируемых обязательных и необязательных, а также нередактируемых полей
    • использование механизмов быстрого ввода (по умолчанию, сокращения, с продолжением и пр.)
    • Выделение введенной или отредактированной информации.



  • Содержание раздела