Технологии программирования на базе Microsoft Solutions Framework

       

Характеристика курса


Данный курс читается в 4-ом семестре и опирается на прочитанные ранее общие курсы CS101 "Введение в методы программирования", CS102 "Методы объектно-ориентированного программирования", в рамках которых студенты знакомятся с фундаментальными понятиями, принципами и методами программирования, изучают основные алгоритмы, простейшие структуры данных, языки программирования Object Pascal и C/C++. В 3-ем семестре студенты изучают первую часть курса CS103 "Алгоритмы и структуры данных", выполняют лабораторные работы согласно учебному плану. Таким образом, полученных к 4-му семестру знаний и навыков достаточно для того, чтобы приступить к ознакомлению с технологиями коллективной разработки программ.

Конечно, уровень студента 2 курса все еще не позволяет овладеть этой темой полностью, поэтому учебный план предполагает изучение нескольких последовательно расположенных курсов, первым из которых, вводным, является данный курс - "Технологии программирования. Курс на базе Microsoft Solutions Framework (MSF)".

В качестве базовой методологии разработки программного продукта выбрана перспективная, хорошо себя зарекомендовавшая методология MSF. В лекциях рассматривается суть методологии, ее основные этапы и принципы.

На протяжении изучения курса на лекциях рассматривается специально разработанный пример, на основе которого иллюстрируются все этапы разработки программного продукта.

Наряду с изучением теоретической составляющей - проблематики и базовых принципов коллективной разработки программ, сути и принципов MSF - большое внимание уделяется практической составляющей. В рамках лабораторного практикума студенты делятся на команды в соответствии с моделью команды MSF и, получив задачу, выполняют весь цикл работ по проектированию, разработке, тестированию и внедрению программного продукта.

В качестве некоторых управленческих ролей возможно привлечение магистрантов, имеющих некоторый опыт создания ПО в командах разработчиков.

Рассмотрим кратко основные разделы курса и их содержание.


Во введении ( лекция 1) дается понятие программного обеспечения (ПО), описывается проблема роста сложности разработки качественного продукта в заданные сроки в соответствии с имеющимся бюджетом, рассматриваются основные технологии программирования как средства борьбы со сложностью. Дается краткая характеристика курса, формулируются его цели, задачи и структура учебного плана.

Основная часть курса состоит из трех разделов.

Данный учебный курс рассчитан на студентов 2 курса, как правило, не имеющих существенного опыта практического программирования, программирования в команде, и, тем более, управления процессом разработки ПО. Убеждение авторов состоит в том, что для подготовки грамотного исполнителя необходимо не только привить ему навыки разработки ПО, изучить принципы командной работы, но и отчетливо выявить основные проблемы отрасли. Именно этому и посвящен первый раздел курса.

В первом разделе курса (лекция 2) дается обзор некоторых понятий и принципов программной инженерии. В частности разбирается понятие программной инженерии, процесса, модели процесса разработки ПО. Рассматриваются конкретные модели процесса.

Во втором разделе курса (лекции 3, практики 1, 2, 3) идет речь о принципах объектно-ориентированного анализа и проектирования программного обеспечения при помощи визуальных средств языка UML. Дается обзор принципов объектного подхода, рассматриваются важные аспекты повторного использования, рассматриваются элементы языка UML. Демонстрируется применение UML для визуализации проектирования лекционных примеров из читаемого параллельно курса CS103 "Алгоритмы и структуры данных".

В третьем разделе курса (лекции 4, 5, 6, 7, практики 4, 5, 6, 7, 8) изучается методология разработки программного обеспечения Microsoft Solutions Framework 4.0. Рассматривается история MSF, основные принципы MSF, модель проектной группы, роли и фазы MSF. Через все фазы проводится лекционный пример - разработка системы бронирования билетов для аэропорта.


Содержание раздела