Разработка сложных программных изделий

       

Классификация требований к программному изделию


Требования к программному изделию систематизируются в со­ответствии с классификацией, которая будет описана далее, и со­держат следующие категории:

1.Функциональные требования определяют, что должно делать программное изделие, и выводятся непосредст­венно из логической модели, которая, в свою очередь, вытекает из требований пользователя. Для количественного выражения некото­рые из функциональных требований могут включать атрибуты экс­плуатационных характеристик, например, производительность, ем­кость и т.п.

2. Эксплуатационные требования определяют значения измеряемых переменных, характеризующих работу про­граммного изделия. Эксплуатационные требования могут быть представлены либо в виде отдельных требований, либо в виде ко­личественных атрибутов функциональных требований.

Количественные требования нецелесообразно фиксировать в виде качественных характеристик типа "быстрый ответ", а следует записывать, например, в виде "время ответа должно быть не более Х сек", или вместо "в большинстве случаев" указывать "для Y% случаев среднее время ответа должно быть менее Z сек" и т. п.

Атрибуты эксплуатационных характеристик могут быть также представлены в виде диапазона значений.

3. Требования к интерфейсам описывают эле­менты технических средств, программного обеспечения, баз дан­ных, с которыми должен взаимодействовать программный продукт. Требования к интерфейсам с техническими средствами определяют необходимую их конфигурацию. Требования к программному обес­печению могут включать требования к типу и версии операционной системы, прикладным пакетам, типу СУБД. Требования к внешним интерфейсам могут обусловить, например, использование конкрет­ного сетевого протокола передачи информации, определенного языка описания документов и т.п.

Требования к интерфейсам можно проиллюстрировать с помо­щью специальных структурных схем, описывающих взаимодействие программного изделия с окружающей обстановкой.


4. Операционные требования регламентируют, как система будет работать и как она будет связываться с операто­рами или пользователями программного изделия. Операционные требования должны включать все интерфейсы пользователя и тре­бования к человеко-машинному взаимодействию, например, форма­ты экранов, содержание сообщений об ошибках, справочная инфор­мация, выдаваемая в качестве подсказок пользователю, и т.п.

5. Требования к ресурсам обычно устанавливают верхние пределы для характеристики технических средств, таких, как скорость процессора, емкость внешней и оперативной памяти и т.д.

6. Требования на верификацию программного изделия и на приемное тестирование описывают, как проверяется корректность принимаемых решений на каждом этапе ЖЦПИ, и могут включать требования к моделированию окружающей обстановки и интерфейсов программного изделия. Тре­бования к приемному тестированию определяют условия проведе­ния аттестации разработанного программного изделия.

7. Требования к защите информации включают требования к обеспечению конфиденциальности и це­лостности информации: команды блокировки, системы паролей и защиты от вирусов, ограничение доступа к данным и запрещение отдельных операций с данными для разных категорий пользовате-лей-

8. Требования к качеству охватывают специфи­ческие атрибуты программного изделия, которые гарантируют, что функционирование изделия будет соответствовать поставленным целям. Везде, где это возможно, показатели качества должны быть выражены в количественных величинах.

Такие показатели качества, как надежность программного изде­лия, пригодность его к сопровождению, безопасность, описываются отдельно.

9. Требования к надежности определяются либо значением допустимого среднего времени между отказами, либо значением минимального времени между отказами-

10. Требования на пригодность к сопровожде­нию могут быть представлены требованиями простоты исправле­ния ошибок (при отказах), легкости адаптации к конкретным опе­рационным условиям и простоты модернизации программного из­делия при изменении требований пользователя и при совершенство­вании программного изделия в процессе его эксплуатации.

Требования должны быть по возможности представлены коли­чественными показателями, такими, как время исправления отказа или коэффициент готовности. Они могут также включать ряд огра­ничений, отражающих возможности организации, занятой сопро­вождением.

11-Требования к безопасности могут определять ряд дополнительных требований к программному изделию, кото­рые обусловлены опасностью отказов программного изделия. При этом могут быть указаны отдельные функции, отказы при выполне­нии которых могут привести к серьезным последствиям (для людей, имущества и т.п.).

12. Требования к документации обычно Дополняют требования, содержащиеся в стандартах на документа­цию.


Содержание раздела